Морское сражение устье Ла-ПлатыРадиограмма, переданная ранним утром 13 декабря 1939 года английским легким крейсером «Эйджекс», заканчивалась словами: «Я полагаю, что перед нами «карманный» линкор...». Так начиналась одна из драматических страниц Второй мировой войны — морское сражение, которое вошло в историю как бой в устье Ла-Платы. Именно здесь эскадре капитана I ранга Г. Харвуда, состоящей из одного тяжелого и двух легких крейсеров, удалось обнаружить немецкий рейдер — «карманный» линкор «Адмирал граф Шпее», который в течение трех месяцев сумел уничтожить девять английских торговых судов общим водоизмещением около 50 тысяч тонн. Выиграть предстоящий бой англичанам было непросто. По своей огневой мощи «Адмирал граф Шпее» превосходил все три английских крейсера, вместе взятые. В 6 часов 18 минут немецкий рейдер открыл огонь — первый залп лег между английскими крейсерами. Спустя четыре минуты заговорили орудия английского тяжелого крейсера «Эксетер». Командир «Адмирала графа Шпее» капитан 1 ранга Г. Лангсдорф принял легкие крейсера за эсминцы, поэтому по ним вела огонь артиллерия вспомогательных калибров, а весь огонь артиллерии главного калибра капитан приказал сосредоточить на тяжелом крейсере. За последующие двадцать минут «Эксетер» получил несколько попаданий, в результате которых у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями. Командир английского корабля перешел в кормовую боевую рубку и приказал дать по немецкому линкору торпедный залп. Практически в это же мгновение корабль сотрясли еще два тяжелых взрыва. Окутанный дымом, избитый, осевший на нос и накренившийся на борт «Эксетер» в 7.40 вышел из боя. Линкор «Адмирал граф Шпее» Тем временем легкие крейсера «Эйджекс» и «Акилез», обстреливаемые только вспомогательной артиллерией немецкого линкора, решительно проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда рейдер развернулся, намереваясь добить «Эксетер», легкие крейсера ринулись ему на помощь, ведя при этом точный и эффективный огонь.
Двумя снарядами они вывели из строя систему управления артиллерийским огнем на немецком линкоре. «Адмирал граф Шпее» не остался в долгу— один из его 280-мм снарядов вывел из строя кормовые башни на «Эйджексе», а другой снес его мачту, но англичане продолжали неотступно преследовать немецкий корабль. После того как «Адмирал граф Шпее» укрылся в бухте Монтевидео, «Эйджекс» и «Акилез» разделились и перекрыли оба выхода из устья реки Ла-Плата. Повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, но он нуждался в ремонте, который невозможно было сделать в течение трех дней, предоставленных правительством Уругвая согласно нормам международного права. Лангсдорф находился в затруднительном положении. В это время английская агентура в Монтевидео активно распространяла слухи, будто «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает мощная английская эскадра, в составе которой находятся линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял». В действительности на помощь крейсерам «Эйджекс» и «Акилез» смог подойти только тяжелый крейсер «Кумберлэнд». Тем не менее дезинформация англичанам удалась. В ответ на запрос в Берлин Лангсдорф получил приказ: боя не принимать, корабль уничтожить... История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона |