История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Французские корабли в Мерс-эль-Кебире

Стратегическая обстановка в Средиземноморье в течение всего периода «странной войны» (3.09.1939—10.05.1940) не внушала беспокойства британскому адмиралтейству. Английский флот был вполне в состоянии справиться с объединенными морскими силами Германии и Италии. Однако после скоропостижного поражения Франции у англичан появились вполне обоснованные опасения, что французские корабли могут попасть в руки противника и будут использованы против них.

Положение германо-французского «перемирия», согласно которому все военные корабли должны были «собраться в портах приписки для пересчета и разоружения под германским или итальянским контролем», открывало прямую дорогу к захвату четвертого в мире флота немцами. Появление новейших линкоров «Дюнкерк», «Страсбург» и «Ришелье» под флагом германских военно-морских сил на морских коммуникациях могло поставить Британскую империю на грань катастрофы.

Конечно, французские моряки не собирались сотрудничать с оккупантами. На этот счет морской министр Франции адмирал К. Дарлан 24 июня 1940 года разослал своим подчиненным специальный секретный приказ. В нем говорилось, что следует препятствовать захвату кораблей силой «любым противником или иностранным государством.

В любом случае они не должны целыми попасть в руки противника». Несколько туманная формулировка не позволяла однозначно определить — кого считать противником и как флот должен вести себя в отношении недружественных Германии государств. Англичане были информированы о приказе Дарлана, но Адмиралтейство считало, что в данном вопросе не должно быть разночтений и необходимо либо привлечь французский флот на свою сторону, либо уничтожить его.

Уже 17 июня 1940 года главнокомандующий флотом адмирал Дадли Паунд доложил премьер-министру У. Черчиллю, что в Гибралтаре сосредотачивается «Соединение Эйч» во главе с линейным крейсером «Худ» и авианосцем «Арк Ройял», задачей которого было следить за перемещениями французского флота. Теперь командующий «Соединением Эйч» вице-адмирал Джеймс Сомервилл получил приказ нейтрализовать представлявшие наибольшую потенциальную угрозу французские корабли, находившиеся в портах Северной Африки.

Гибель французского линкора «Прованс» на рейде Мерс-эль-Кебиры. 3 июля 1940г.

Гибель французского линкора «Прованс» на рейде Мерс-эль-Кебиры. 3 июля 1940г.

Для решения этой задачи в любом случае требовалось подавляющее превосходство в силах, чтобы склонить французов на выполнение требований английского правительства или, в случае отказа, уничтожить. Соединение Сомервилла выглядело внушительно: линейный крейсер «Худ», линкоры «Резолюшн» и «Вэлиент» (всего 24 381-мм орудия главного калибра), авианосец «Арк Ройял», легкие крейсеры «Аретьюза» и «Энтерпрайз», 11 эсминцев. Но и французские корабли были довольно мощными, стояли в собственных базах и под защитой береговых батарей. Наиболее боеспособное соединение французов — отряд адмирала М. Жансуля (4 линкора, 6 лидеров, авиатранспорт и др.) — базировалось в Мерс-эль-Кебире. Значительное количество крейсеров, эсминцев, сторожевиков и тральщиков находилось в Алжире и Оране. Основную ставку Сомервилл решил сделать на внезапность.

«Соединение Эйч» подошло к Мерс-эль-Кебиру утром 3 июля 1940 года. Французам в ультимативной форме было предложено на выбор четыре варианта действий:

1) выйти в море и присоединиться к британскому флоту для продолжения борьбы до победы над Германией и Италией;

2) выйти в море с уменьшенными экипажами для следования в британские порты, после чего французские моряки будут сразу репатриированы, а корабли будут сохранены для Франции до окончания войны (за потери и повреждения предлагалась полная денежная компенсация);

3)  в случае нежелания вообще допустить возможность использования французских кораблей против немцев и итальянцев, чтобы не нарушать перемирия с ними, выйти под английским эскортом с уменьшенными экипажами во французские порты в Вест-Индии (например, в Мартинику) или в порты США, где корабли будут разоружены и сохранены до конца войны, а экипажи репатриированы;

4) в случае отказа от первых трех вариантов — затопить корабли в течение 6 часов.

Первые два варианта были сразу отклонены, т.к. они напрямую нарушали условия перемирия с немцами. Третий практически не рассматривался, поскольку тем же утром немцы потребовали от французского правительства вернуть все корабли из Англии под угрозой полного пересмотра условий перемирия.

Четвертый вариант был невозможен, т.к. адмирал М. Жансуль имел прямой приказ адмирала Дарлана топить корабли только в случае угрозы их захвата немцами или итальянцами. Сдать корабли англичанам французы могли только по приказу своего Адмиралтейства, не имея же такого приказа, им оставалось только сражаться. Мобилизационные мероприятия на кораблях были остановлены, и началась подготовка к выходу в море. В нее входили и приготовления к бою в случае необходимости.

В 10.50 английский эсминец «Фоксхаунд», на котором прибыли парламентеры, поднял сигнал о том, что в случае непринятия условий ультиматума адмирал Сомервилл не даст французским кораблям покинуть гавань. В подтверждение этому английские гидросамолеты в 12.30 сбросили на главном фарватере несколько магнитных мин.

Не имея прямой связи с адмиралом Дарланом (французское Адмиралтейство в тот день переезжало из Бордо в Виши), адмирал Жансуль попытался продлить переговоры, но после того как в 16.15 пришла категорическая депеша Сомервилла с указанием крайнего срока принятия ультиматума —17:30 британского летнего времени, переговоры были прерваны. Французские корабли заканчивали последние приготовления к бою.

Корабли развели пары, экипажи разошлись по боевым постам. Береговые батареи находились в готовности открыть огонь. На аэродромах прогревали моторы 42 истребителя. Тральщики уже тралили фарватер от английских мин. Всем французским силам на Средиземном море была объявлена тревога, 3-я эскадра в Тулоне из четырех тяжелых крейсеров и 12 эсминцев и шесть крейсеров в Алжире получили приказ выйти в море готовыми к бою и поспешить на соединение с адмиралом Женсулем.

В 16.54 по местному (в 17.54 по британскому) времени раздался первый залп. Буквально через 10 минут все было кончено. Флагманский линкор Жансуля «Дюнкерк» получил три прямых попадания и вышел из боя. Линкор «Бретань» взорвался, пораженный в пороховой погреб. Другой линкор — «Прованс», объятый пламенем, выбросился на берег. У лидера «Могадор» оторвало корму. Лишь линкору «Страсбург» удалось вырваться из гавани невредимым. Отбросив английский заслон, он вместе с 5 лидерами вышел в открытое море и направился в Тулон. Англичане потерь не имели. Зачехлив орудия и прикрывшись дымовой завесой, «Соединение Эйч» легло на обратный курс в Гибралтар.

У мыса Канастель к линкору «Страсбург» присоединились 6 эсминцев из Орана. Через несколько минут сигнальщики доложили, что в море к северо-западу обнаружен противник. Это был авианосец «Арк Ройял». Он не участвовал в бою и уже готовился согласно приказу своего флагмана следовать на базу, но его палубные бомбардировщики-торпедоносцы с самого утра были наготове. Командир «Страсбурга» капитан I ранга Луи Коллине не стал атаковать практически беззащитный авианосец и продолжил движение своим курсом. Командир же «Арк Ройала» не только доложил флагману о прорыве, но сам в 17.45 отправил шестерку палубных бомбардировщиков «суордфиш» атаковать линкор. Атака закончилась неудачей, а французские зенитчики сбили два самолета.

Сомервилл пытался преследовать уходивший французский линкор на самом быстром корабле своего соединения — линейном крейсере «Худ», но француз был быстрее. В 19.43 еще шесть «суордфишей» провели в сгущающихся сумерках две атаки, но плотный зенитный огонь не позволил торпедоносцам атаковать с эффективной дистанции, и атаки закончились неудачей. Из-за наступившей ночи погоню пришлось прекратить, и французы благополучно достигли Тулона.

Вскоре Сомервилл решил добить раненый «Дюнкерк». Теперь линкор был неподвижен, но находился в глубине мелководного рейда и был прикрыт с моря конфигурацией берега. После долгих дебатов англичане решили ударить по кораблю торпедоносцами «Арк Ройяла». Атака была проведена дюжиной самолетов тремя волнами с разных направлений. Для сброса торпед на мелководье их рулевые машинки отрегулировали на глубину 4м и скорость 27 узлов, а летчики получили рекомендацию производить торпедометание с бреющего полета на минимальной скорости. Начало операции было назначено на раннее утро 6 июля, в связи с чем план получил символическое название «Восход». В случае неудачи предусматривался артиллерийский удар главным калибром «Худа» и «Вэлианта».

Тщательно продуманная операция закончилась бы полным провалом, если бы не случайное стечение обстоятельств. Из всех торпед, сброшенных на «Дюнкерк», в цель попала лишь одна, но и она не взорвалась. Необходимый результат был получен только потому, что одна из торпед попала в не успевший отойти от линкора сторожевик с грузом глубинных бомб на борту. Последовавшим взрывом борт «Дюнкерка» был взломан на протяжении свыше 30м. Набрав воды, корабль сильно осел носом и получил дифферент на правый борт. Лишь благодаря небольшой глубине он избежал опрокидывания.

Французские истребители прибыли к месту трагедии только после появления второй волны «суордфишей», атаковали англичан нерешительно и сбили только два самолета прикрытия.

История операции «Восход» и поныне вызывает немало вопросов. Из 11 сброшенных на «Дюнкерк» торпед пять не сработало. Командование сослалось на саботаж механиков, однако более вероятной причиной представляется небрежность в хранении и эксплуатации торпед. Причины взрыва глубинных бомб на сторожевике также неочевидны, т.к. по всем данным бомбы не имели детонаторов. Тем не менее в конечном итоге основной ударный отряд французского флота был уничтожен.

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона