История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Воздушная атака гавани Таранто

Осенью 1940 года произошло событие, которое показало, что у основных кораблей морских держав — линкоров появился достойный противник — авианосцы. Наиболее известной атакой авианосной авиации против линкоров является нападение японцев на базу флота США в Пёрл-Харборе.

Однако Перл-Харбору предшествовал удар английской авианосной авиации по итальянской военно-морской базе Таранто, который и послужил примером для японских стратегов.

После того как Италия в июне 1940 года вступила во Вторую мировую войну на стороне гитлеровской Германии, положение англичан в Средиземном море заметно усложнилось. Итальянский флот насчитывал 6 линкоров, 7 тяжелых крейсеров, а также несколько десятков легких крейсеров, эсминцев, миноносцев, свыше 100 подводных лодок.

Хотя в первых же боевых столкновениях с английскими кораблями итальянцы понесли чувствительные потери, флот Муссолини внес серьезные изменения в оперативно-стратегическую обстановку. Положение англичан было не из легких.

Идея воздушной атаки гавани Таранто возникла еще в период вторжения Италии в Эфиопию. В разработке плана операции и в подготовке летчиков участвовал контр-адмирал Листер, командующий авианосной эскадрой Средиземноморского флота. Контр-адмирал держал свой флаг на авианосце «Илластриес» и очень хорошо знал гавань Таранто.

Именно он предложил командующему английским Средиземноморским флотом адмиралу Каннингхэму осуществить этот замысел.

Авианосец «Илластриес»

Авианосец «Илластриес»

На решение о проведении этой операции повлияло несколько факторов. Во-первых, на борту «Илластриеса» оказалось много пилотов, с которыми Листер еще на авианосце «Глориес» отрабатывал атаку Таранто; во-вторых, для палубных бомбардировщиков «суордфиш», которые базировались на «Илластриесе», имелись подвесные баки, которые значительно увеличивали радиус действия самолетов и позволяли взлетать с кораблей на значительном удалении от берега. Кроме этого, примерно в то же время на Мальту прибыли 3 новых разведывательных самолета Королевских ВВС «Мартин — Мэриленд», которые значительно превосходили летающие лодки «Сандерленд», и позволили организовать регулярное слежение за итальянскими базами.

Операцию планировалось провести ночью, т.к. база была хорошо защищена от налетов авиации, и вопрос о посылке тихоходных неуклюжих «суордфишей» в дневную атаку даже не обсуждался.

Налет на Таранто сначала был назначен на 21 октября — годовщину битвы при Трафальгаре, в которой принимали участие линейные корабли «Игл» и «Илластриес». На этот раз в бой должны были идти их тезки-авианосцы.

Пока «мэриленды» вели наблюдение за якорной стоянкой в Таранто, эскадрильи «Игла» и «Илластриес» наносили регулярные удары по итальянским портам в Северной Африке. Намеченная дата атаки приближалась, но англичан преследовали неприятности. Случайный пожар в ангаре «Илластриеса» заставил отложить операцию на 10 дней.

28 октября итальянские войска вторглись в Грецию. Это вторжение возложило новый груз на плечи Средиземноморского флота, так как потребовалось перебрасывать войска и технику из Египта в Грецию. Атака Таранто стала еще более необходима, но ее снова пришлось отложить, так как 31 октября было новолуние, а летчики имели слишком мало опыта в использовании осветительных ракет. Налет был назначен на 11 ноября и был приурочен к проводке Средиземноморским флотом конвоев в Грецию на Мальту и Крит.

Одновременно самолеты «Арк Ройяла» должны были нанести удар по Сардинии. Атаке Таранто было дано кодовое название «Джаджмент». Неудачи продолжали преследовать англичан. За два дня до выхода из Александрии топливная система «Игла», поврежденная близкими разрывами вражеских бомб, дала течь, и корабль не смог покинуть гавань. 5 «суордфишей» перелетели с «Игла» на «Илластриес».

6 ноября Средиземноморский флот снялся с якорей. Через несколько дней 3 «суордфиша», взлетевших с авианосца, чтобы вести противолодочное патрулирование, были вынуждены сесть на воду, так как моторы отказали из-за загрязненного бензина. Однако англичане не собирались отказываться от проведения операции.

Утром 11 ноября один из самолетов «Илластриеса» улетел на Мальту за последними фотоснимками гавани Таранто, которые сделали «мэриленды». На фотографиях были ясно видны 5 линкоров.

Палубный торпедоносец «Суордфиш»

Палубный торпедоносец «Суордфиш»

Для англичан особенно важно было, чтобы их флот остался незамеченным в течение дня. Эту задачу должны были решить истребители «Илластриеса» с помощью операторов радарных установок. Многие корабли Средиземноморского флота наконец-то получили это устройство. Итальянские самолеты, которые появлялись на экране радара, немедленно уничтожались истребителями. Они даже не успевали отправить сообщение и вообще не могли приблизиться к английскому флоту. Поэтому итальянский флот оставалась в неведении относительно намерений Каннингхэма.

В 18.00, незадолго до захода солнца, «Илластриес» получил приказ флагмана: «Начать исполнение ранее отданного приказа на операцию «Джаджмент». Авианосец в сопровождении 4 крейсеров и 4 эсминцев отделился от главных сил флота и пошел к Таранто. Через час было получено сообщение летающей лодки, что в гавань пришел и шестой итальянский линкор.

В ангарах авианосца завершалась подготовка самолетов к вылету. Первоначально планировалось, что в операции примут участие 30 самолетов, но в результате предшествующих неполадок в налете смогла участвовать только 21 машина. Самолеты стартовали двумя волнами. Первая состояла из 12 машин под командованием капитан-лейтенанта Кеннета Уильямсона, командира 813-й эскадрильи. Остальные 9 самолетов вел капитан-лейтенант Дж.У. Хейл, командир 819-й эскадрильи.

Англичане применили относительно новые торпеды. Они были оснащены новыми комбинированными взрывателями «Дуплекс». Такое название они получили потому, что подрывали боеголовку торпеды и в случае прямого попадания в корабль, и при прохождении у него под килем. В этом случае срабатывал магнитный взрыватель.

Английских летчиков ждало опаснейшее испытание. Фотоснимки, сделанные разведчиками, показывали, что торпедоносцам придется прорываться через завесу аэростатов заграждения. Кроме десятков зенитных орудий на 6 линкорах, 9 крейсерах и множестве эсминцев, итальянцы установили на берегу десятки зенитных батарей. ПВО порта состояла из 21 батареи 100-мм орудий и более чем 200 мелкокалиберных зенитных автоматов. Противник также имел множество прожекторов.

Но летчики не знали, что два обстоятельства облегчат им проведение атаки. Недавний шторм повредил многие аэростаты заграждения, и газа для заполнения новых аэростатов не было. В эту ночь в воздухе находились только 27 баллонов. Вдобавок итальянцы не стали полностью устанавливать противоторпедные сети. Отчасти это было вызвано нехваткой самих сетей, отчасти нежеланием адмирала Кампиони слишком затруднять выход кораблей из гавани. Процедура разведения тяжелых и неуклюжих сетевых заграждений была слишком трудной, и адмирал просто приказал их не ставить. Он полагал, что Каннингхэм возвращается в Александрию, и намеревался утром выйти в море, чтобы обстрелять английскую передовую базу в бухте Суда на Крите.

11 ноября в В 20.40 «Илластриес» находился в 170милях от Таранто. Были включены тусклые палубные огни, и один за другим 12 «суордфишей» взлетели в ночное небо. 6 были вооружены торпедами, 4 — бомбами и 2 — бомбами и осветительными ракетами. Спустя 50 минут стартовала вторая волна из 9 «суордфишей». 5 из них несли торпеды, 2 — бомбы и 2 — бомбы и осветительные ракеты.

Один из самолетов второй волны получил повреждение обшивки крыла и был спущен в ангар. Однако расстроенный пилот упросил механиков отремонтировать самолет и добился от адмирала Листера разрешения на вылет. Он взлетел через 30 минут после своих товарищей. Еще один самолет второй волны через 40 минут после взлета потерял подвесной бак и был вынужден вернуться на авианосец.

Две группы самолетов — всего 20 машин — собирались дать бой 6 линкорам и множеству крейсеров и эсминцев.«Суордфиши» появились над Таранто совершенно внезапно. Итальянцы открыли плотный заградительный огонь, но английские пилоты бесстрашно устремились на свои цели. Когда настало утро, то выяснилось, что новый линкор «Литторио» (35 000 тонн), подорванный 3 торпедами, выбросился на берег. Линкор «Конте ди Кавур» (23 622 тонны) затонул, получив попадание одной торпедой. Линкор «Кайо Дуилио» тоже получил попадание торпедой, но успел выброситься на берег, чтобы не затонуть.

«Литторио» простоял в ремонте 4 месяца, а «Кайо Дуилио» — 6 месяцев. Хотя «Конте ди Кавур» и был поднят, до конца войны отремонтировать его не удалось. Попаданиями бомб были повреждены крейсер и эсминец, пострадали сооружения порта. Англичане потеряли 2 самолета, экипаж одного из них погиб. Командир первой волны Уильямсон со своим экипажем попал в плен.

Ночью 12 ноября в 1.12 радар «Илластриеса» поймал первый из возвращающихся «суордфишей». Один за другим 18 самолетов сели на палубу авианосца. Итальянские самолеты впервые обнаружили англичан лишь днем 12 ноября, однако 3 самолета-разведчика были сбиты раньше, чем успели сообщить о контакте. В следующий раз авианосец был обнаружен днем 13 ноября, когда находился юго-западнее Крита. Единственный итальянский бомбардировщик, приблизившийся к соединению, поспешно сбросил бомбы и удрал.

Английская палубная авиация

Английская палубная авиация

Налет на Таранто стал крупным успехом англичан. Половина итальянских линкоров была выведена из строя ценой 2 самолетов. Уцелевшие итальянские корабли были отведены на север в Неаполь, откуда было гораздо труднее противодействовать английским операциям.

Урок Таранто стал первым серьезным сигналом: на море появилась новая мощная ударная сила, перед которой не смогли устоять прежние хозяева океанов — линкоры и крейсера.

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона