История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Бой в Яванском море

Последовавший бой позднее получил название боя в Яванском море.

В начале 1942 года японские экспедиционные силы продолжали активно продвигаться на юг, все в большей степени приближаясь к Австралии. 15 февраля японцы оккупировали порт Палембанг на Суматре, создав угрозу для Явы с запада. У голландского контр-адмирала Доормана в Батавии (Джакарте), куда он привел уцелевшие после боя 4 февраля у Баликпапана корабли, были крейсера «Java», «De Ruyter» и «Tromp».

Усиленное английским тяжелым крейсером «Exeter» и австралийским легким крейсером «Hobart», это соединение, которое включало также шесть американских, три голландских и несколько английских эскадренных миноносцев, 14 февраля пыталось атаковать японский конвой в проливе Бангка, в южной части Явы.

Один эскадренный миноносец наскочил на мель и погиб. Остальные корабли подверглись налетам авиации, и им пришлось вернуться в базу, хотя они и не получили тяжелых повреждений. Через несколько дней к ним присоединился тяжелый крейсер «Houston».

18 февраля японцы высадились на южном побережье о. Бали. На острове имелся аэродром, и он позволял контролировать выходы из Явайского моря в этом районе.

19 февраля японские авианосные ударные силы нанесли удар по базе Дарвин в северной Австралии, уничтожив два английских корабля с боеприпасами, эскадренный миноносец «Peary» и все самолеты, находившиеся на местном аэродроме.

Голландский крейсер «Де Рюйтер»

Голландский крейсер «Де Рюйтер»

Ночью 19 февраля в проливе Бадунг адмирал Доорман совершил еще одну попытку атаковать два японских транспорта, эскортируемых четырьмя эсминцами. Корабли союзников провели атаку тремя волнами, но японцы не потеряли в этом бою ни одного боевого корабля или транспорта, в то время как атакующие лишились нескольких миноносцев, а крейсер «Java» получил повреждения.

Еще одной неудачей стало уничтожение японской авиацией гидроавиатранспорта «Langley», следовавшего в порт Чилачап на Яве, а затем — военного танкера «Pecos», на котором спасенный экипаж «Langley» пытались эвакуировать на Цейлоне. Из более, чем 900 человек, находившихся на борту танкера, удалось спасти только 220. Второй авиатранспорт — «Seawitch» благополучно прибыл в Чалачап, но его самолеты практически не могли принести пользы.

Японцы, охватив Яву со стороны Бали на востоке и с Суматры на западе, готовились к нападению. Командующий морскими силами союзников адмирал Гелфрих старался использовать все имевшиеся в его распоряжении средства, чтобы остановить наступление. Англичане предлагали отвести военно-морские силы, чтобы иметь возможность использовать их в будущем, но голландцы были полны решимости сражаться. Тем не менее подавляющее превосходство японцев в авиации было очевидным, и одними только силами флота остановить их неудержимое наступление было невозможно.

27 февраля, когда запасы топлива почти совершенно истощились, Гелфрих согласился отвести английские крейсера «Dragon» и «Danae», эскадренные миноносцы «Tenedos» и «Scout» и австралийский крейсер «Hobart». Из имевшихся у адмирала Доормана 13 американских эскадренных миноносцев только 4 оставались в боеспособном состоянии. Также в его распоряжении имелись поврежденный крейсер «Houston», английский крейсер «Exeter», австралийский крейсер «Perth» и 3 эскадренных миноносца, а также голландские крейсера «De Ruyter», «Java» и 2 эскадренных миноносца. Не считая подводных лодок и немногочисленных самолетов, это были все военно-морские силы, которыми могли встретить наступление противника.

После полудня 26 февраля пришло сообщение, что большой японский конвой следует курсом на юго-запад недалеко от побережья Борнео (о. Калимантан). По всей видимости, японцы собирались высадить десант на северном побережье Явы. Разнородное соединение адмирала Доормана получило приказ выйти в море, провести ночную атаку, а затем отойти к Танджунгприок у западной оконечности Явы. Приказ требовал атаковать противника до тех пор, пока он не будет уничтожен, однако это выходило за пределы возможностей используемых для атаки кораблей.

26 февраля после полудня эскадра вышла из порта Сурабая. Утром следующего дня она подверглась бомбардировке, но обошлось без потерь. Около полудня Доорман сообщил, что личный состав дошел до полного истощения сил и корабли следуют обратно в Сурабаю, чтобы предоставить экипажам некоторый отдых. Когда корабли уже входили в гавань, Доормана известили, что несколько десятков транспортов противника под эскортом крейсеров и эскадренных миноносцев находятся приблизительно в 60милях к северу от Сурабаи, а в 40милях от них находятся крупные силы прикрытия.

Голландский адмирал немедленно лег на обратный курс и приказал остальным кораблям следовать за ним. Выйдя в открытое море, соединение легло на северо-западный курс. Благодаря хорошей видимости корабли вскоре были обнаружены противником, и в 15:30 произошел первый воздушный налет. Потерь не было. Адмирал Доорман запросил с берега воздушное прикрытие, но его нельзя было выделить. Крейсера «De Ruyter», «Exeter», «Houston», «Perth» и «Java» шли кильватерным строем. Английский эскадренный миноносец «Electra» шел впереди колонны кораблей. «De Ruyter» с бортов прикрывали миноносцы «Jupiter» и «Encounter». Американские эскадренные миноносцы шли в конце колонны, а два голландских эскадренных миноносца — в 2милях слева от них.

Это был неудачный порядок для ведения боя. Эскадренные миноносцы следовало расположить впереди более тяжелых кораблей как для их охранения, так и для того, чтобы занимать позицию, удобную для торпедной атаки. Однако эскадра шла слишком быстрым ходом, и изношенные машины миноносцев не позволили им вовремя занять предназначенное в строю место. Около 16.00 корабли противника в составе четырех-семи крейсеров, двух тяжелых кораблей и тринадцати эскадренных миноносцев были обнаружены слегка справа по носу.

Японский крейсер «Хагуро»

Японский крейсер «Хагуро»

В 16.16 японские корабли открыли огонь с максимальной дальности, и крейсера союзников повернули влево, чтобы встать к противнику бортом и навести на него все свои орудия. Корабли обоих противников некоторое время шли сходящимися западными курсами. Японцы были несколько впереди, и дистанция в ходе боя постепенно уменьшалась. Приняв бой, адмирал Доорман нарушил распоряжение, так как ему было приказано атаковать противника ночью.

Поначалу японские снаряды падали вокруг крейсеров союзников и не причиняли им заметного ущерба. Затем японские эскадренные миноносцы с большой дистанции провели торпедную атаку. Чтобы уклониться от торпед, корабли союзников отвернули к югу, и вскоре после этого крейсер «Java» получил попадание снаряда. Артиллерийская дуэль продолжалась до 17.10, когда японские эскадренные миноносцы произвели еще одну торпедную атаку Во время маневрирования снаряд попал в машинное отделение крейсера «Exeter», и его скорость уменьшилась до 15 узлов. Один из голландских эскадренных миноносцев получил попадание торпеды и затонул. Крейсера союзников снова повернули на юг, чтобы уклониться от торпед, но «Be Ruyter» отстал, вероятно стремясь сократить дистанцию боя.

Австралийский легкий крейсер «Perth» и два эскадренных миноносца поставили дымовую завесу между противником и поврежденным «Exeter». В это время Доорман приказал провести контратаку. Один из миноносцев вошел в дымовую завесу, чтобы выполнить это приказание, но был встречен прямым огнем трех японских эскадренных миноносцев. Получив большое количество попаданий, миноносец затонул. Второй голландский миноносец также пытался выполнить приказ Доормана, но корабли противника уже отвернули и скрылись в наступивших сумерках. Еще один голландский эскадренный миноносец получил повреждение от собственной глубинной бомбы, которая случайно упала за борт и взорвалась под кормой.

Крейсера Доормана снова повернули на север, чтобы возобновить бой. Они вышли из дымовой завесы на расстоянии около 10миль от японских крейсеров. Управление кораблями осуществлялась только с помощью прожектора, т.к. радиостанция на «De Ruyter» была повреждена. В течение получаса Доорман передал с флагмана несколько противоречивых указаний. Американские эскадренные миноносцы, не вполне понимая, что хочет от них командующий, произвели торпедную атаку с большой дистанции, что заставило японские корабли отвернуть. Наконец Доорман подал сигнал следовать за ним и направился на северо-восток. Затем, после непродолжительной стычки в темноте с крейсерами противника, соединение вновь повернуло на юг и последовало в направлении к Сурабае. Японские самолеты продолжали следить за ним, сбрасывая осветительные бомбы.

Около 21.00, недалеко от побережья Явы, у американских миноносцев закончилось топливо. Все торпеды были израсходованы, и командир группы миноносцев принял решение идти в Сурабаю за топливом. Там они нашли «Exeter» и «Witte De With», которые прибыли туда после боя. Четыре крейсера и два английских эскадренных миноносца все еще продолжали поиски противника.

Японский крейсер «Нати»

Японский крейсер «Нати»

Один из этих миноносцев — «Jupiter» около 21.25 неожиданно был поврежден подводным взрывом, который приписали торпеде, выпущенной подводной лодкой. В 1.30 «Jupiter» затонул. Крейсера при движении курсом на север обнаружили остатки личного состава эсминца, затонувшего после полудня. Второй миноносец —«Encounter» получил приказание подобрать людей и доставить их в Сурабаю.

Крейсера остались без эскорта, под непрерывным наблюдением противника и практически без связи. Тем не менее Доорман считал необходимым выполнять данное ему приказание и продолжал попытки найти и атаковать японские корабли.

В 23.15 эскадра встретилась с японскими крейсерами «Нати» и «Хагуро». В последовавшем бою «De Ruyter» получил в кормовую часть попадание, которое заставило его отвернуть в сторону. «Java» последовала за ним и получила попадание торпеды. Почти одновременно в «De Ruyter» тоже попала торпеда, и оба корабля оказались охвачены пламенем. Через несколько минут «De Ruyter» затонул. Гибель «Java» никто не наблюдал, но, по всей видимости, это произошло вскоре после гибели «De Ruyter». Уцелевшие «Houston» и «Perth», которые уже израсходовали большую часть боезапаса, в соответствии с полученным перед боем приказом вернулись в Танджунгприок.

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона