История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Бой у Соломоновых островов

В целом исход боя у Соломоновых островов можно считать победой американцев, хотя и не полной, так как оба японских тяжелых авианосца остались целы. Тем не менее изучение этого боя в дальнейшем позволило изменить программы подготовки пилотов и кораблестроительные программы, а также значительно улучшить тактику действий самолетов.

После боя у острова Саво 9 августа 1942 года, когда американские транспорты и уцелевшие военные корабли покинули Гуадалканал, на острове осталось более 16 000 морских пехотинцев. Они располагали только половиной запасов и вооружения, которое успели выгрузить с ушедших транспортов. Их положение осложнялось также отсутствием поддержки с моря.

Однако японцы недооценили силы морской пехоты, высадившиеся на Гуадалканале, и вследствие этого упустили возможность разгромить десант. В течение почти двухнедельной паузы морские пехотинцы на острове смогли подготовить оборонительный периметр и главное — превратить оставленную японцами просеку во взлетно-посадочную полосу, способную принимать самолеты.

Эти работы удалось закончить к 15 августа. В этот же день морем на остров были доставлены авиабензин, боеприпасы и подразделение техников для обслуживания самолетов. 20 августа быстроходные эсминцы-транспорты доставили запас продовольствия.

Имея полное господство на море и в воздухе, японцы практически не пытались существенно усилить остатки своего гарнизона на острове и пытались атаковать малыми силами.

Первый высаженый японцами десант, в котором было не более 1500 человек, 18 августа был полностью уничтожен морской пехотой.

Возвращение на авианосец с боевого задания

Возвращение на авианосец с боевого задания

19 августа из Рабаула вышел следующий конвой с пополнением численностью 2 тысячи человек под командованием адмирала Танака. Этот немногочисленный конвой имел мощное флотское прикрытие. Непосредственную охрану четырех транспортов с силами десанта осуществляли только четыре эскадренных миноносца. Однако к северо-востоку от архипелага продвигалось соединение, включавшее тяжелые авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку», а также несколько линкоров, тяжелых крейсеров и более десятка эскадренных миноносцев. Это соединение должно было атаковать американские корабли, которые попытаются помешать высадке японского десанта на Гуадалканал.

Впереди основных сил находился легкий авианосец «Рюдзё». Его бомбардировщики должны были нанести удар по построенному американцами на Гуадалканале аэродрому Гендерсон-Филд, а сам он должен был отвлечь на себя внимание американских авианосцев, чтобы авиагруппы тяжелых авианосцев могли беспрепятственно атаковать американские корабли. Кроме этого, в районе было сосредоточено более 20 японских подводных лодок.

Американский командующий операцией по захвату Гуадалканала вице-адмирал Гормли получил первые сообщения о японских кораблях от австралийских береговых наблюдателей и американских разведывательных самолетов уже 23 августа. Он приказал группам прикрытия в составе авианосцев «Энтерпрайз», «Саратога» и «Уосп» под командованием контр-адмирала Флетчера двигаться на север, чтобы прикрыть морские коммуникации. Авианосцы сопровождали линкор, четыре крейсера и десять эскадренных миноносцев.

В 9 утра 24 августа американская летающая лодка заметила авианосец «Рюдзё», который находился примерно в 200 милях севернее авианосцев Флетчера. Спустя 5 часов Флетчер отправил в атаку 38 бомбардировщиков и торпедоносцев с авианосца «Саратога». Спустя еще час самолеты-разведчики обнаружили японские тяжелые авианосцы примерно в 60 милях севернее «Рюдзё». Флетчер попытался перенацелить ударную группу на тяжелые авианосцы, но из-за плохой связи передать приказ летчикам не удалось. После успешной атаки в 20.00 «Рюдзё» затонул. Американские самолеты вернулись с повреждениями, но без потерь.

Тем временем самолеты с «Сёкаку» и «Дзуйкаку» направлялись к американским авианосцам, чтобы, в свою очередь, атаковать их. Адмирал Флетчер, предвидя такой поворот событий, загодя поднял в воздух истребители прикрытия. Однако японским ударным группам удалось прорваться сквозь истребительный заслон и, несмотря на сильный зенитный огонь и значительные потери, провести в целом успешную атаку.

В «Энтерпрайз» попало 3 бомбы, которые убили 74 человека, разорвали корпус, разбили несколько 127-мм орудий. Действиями аварийной команды корабль удалось спасти. Авианосец потерял боеспособность, хотя и сохранил ход до 24 узлов. Самолетам с этого авианосца пришлось садиться на Гендерсон-Филд.

К линкору «Норт Каролина» прорвалось 14 пикирующих бомбардировщиков, однако зенитным огнем их удалось сбить или отогнать. 7 самолетов с авианосца «Саратога», который находился в 10милях к юго-востоку от «Энтерпрайза», совершили налет на гидроавианосец «Титосе» и тяжело повредили его. Сам авианосец «Саратога» совершенно не пострадал. Спустя час к месту предполагаемой атаки подошла вторая волна японских самолетов, однако американских кораблей там уже не было.

Ночью 24 августа американское оперативное соединение пошло на юг навстречу танкерам. Потери американцев составляли всего 17 самолетов. Адмирал Кондо поначалу пытался преследовать американцев, но еще до полуночи отказался от этой попытки.

Хотя японские силы прикрытия отошли на север, их транспортные корабли продолжали приближаться к Гуадалканалу. Утром 25 августа они были обнаружены и атакованы эскадрильей пикирующих бомбардировщиков корпуса морской пехоты с Гендерсон-Филд. В результате этой атаки очень сильные повреждения получил крейсер «Дзинцу». Адмирал Танака был вынужден перенести свой флаг на эскадренный миноносец «Кагеро», приказав командиру крейсера следовать в Трук на ремонт. Транспорт «Кинрю Мару» загорелся, и экипаж покинул его.

Час спустя на место боя прибыл отряд армейских тяжелых бомбардировщиков с острова Эспириту-Санто (Новые Гебриды). Самолеты бомбардировали старый эскадренный миноносец «Мицуки», который получил три попадания и затонул. Для спасения личного состава с затонувших и разбитых кораблей у японцев осталось только три небольших корабля, поэтому от попытки высадить остальные войска на Гуадалканал им пришлось отказаться. Уцелевшие корабли вернулись на о. Шортленд.

Японские потери в бою у Соломоновых островов были относительно невелики — легкий авианосец, старый эскадренный миноносец и транспорт. Гидроавиатранспорт и легкий крейсер были повреждены. Однако японцы потеряли также 90 самолетов с летчиками, что в этот период войны являлось для них серьезной потерей. Американцы потеряли 20 самолетов, но многие летчики были спасены. Авианосец «Энтерпрайз» получил тяжелые повреждения.

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона